Психологические особенности подросткового возраста
Ведущим видом деятельности в подростковый период становится общение со сверстниками.
Психологические задачи подросткового возраста – это задачи самоопределения подростка в разных сферах жизни.
1. Физиологические перемены.
- Заметно меняются пропорции всего тела. Замедлившийся было рост вновь вступает в свои права, причем большее увеличение падает не только на длину туловища, но и конечностей (особенно рук). Благодаря этому фигура подростка получает неуклюжий, нескладный вид. Отдельные части тела кажутся недостаточно точно пригнанными друг к другу. Отсюда и движения являются также недостаточно правильно координированными.
- Увеличивается рост мускульной силы.
- Из-за усиленной затраты энергии для роста тела организм подростка быстро утомляется.
- Сердце увеличивается примерно в 2 раза, диаметр же артерий дает значительно меньший прирост; соответственно этому усиливается кровяное давление.
- Мозг, достигший уже достаточного веса, подвергается дальнейшему качественному улучшению: начинается усиленная деятельность ассоциационных волокон. Т.е. подросток реально становится готов к полноценной психической саморегуляции («тормозит корой подкорковые импульсы»)
- Самыми значительными, однако, являются изменения в сфере желез внутренней секреции, и в частности, половых желез. Их усиленная деятельность обусловливает ряд внешних перемен, легко подмечаемых самим подростком. У подростка проявляется прямой интерес к собственному физическому Я.
2. Потребности, влияющие на реализацию психологических задач подростка.
- физиологические потребности, дающие импульс активности подростка;
- потребность в безопасности, которую подросток находит в принадлежности к группе;
- потребность в независимости и эмансипации от семьи;
- потребность в привязанности (дружбе, любви);
- потребность в успехе, в проверке своих возможностей;
- потребность в самореализации и развитии собственного «Я».
3. Развитие познавательных процессов у подростков
- Достижение познавательными процессами высшего уровня их развития (произвольность внимания, памяти) - произвольности и речевой опосредованности;
- Становление теоретического интеллекта (развитие абстрактно-логического мышления);
- Совершенствование практического мышления;
- Развитие общих и специальных способностей.
4. Основные характеристики формирования личности подростков
- Формирование системы личностных ценностей, которые определяют содержание деятельности подростка, сферу его общения, избирательность отношений к людям, оценку этих людей;
- Главные мотивы поведения подростков связаны с активным стремлением к личностному самосовершенствованию: самопознанию, самовыражению, самоутверждению;
- Развитие новой формы самосознания - возникновение у подростков представлений и мыслей о свойствах собственной личности и их оценки;
- Формируется более дифференцированная социальная ориентация и социальная перцепция. У подростков дружеские отношения формируют чуткость, отзывчивость, сопереживание, сочувствие, проникновение во внутренний мир друга. При отсутствии положительного опыта формируются отрицательные качества;
- Формируются волевые качества личности (целеустремленность, упорство, ответственность за свои действия), идет становление (развитие) характера;
- Развиваются деловые качества личности, организаторские способности;
- Развиваются познавательные и творческие интересы. В этом возрасте появляются новые мотивы учения, которые связаны с расширением знаний, с формированием нужных умений и навыков, позволяющих заниматься интересным делом, самостоятельным творческим трудом.
5. Психологические новообразования
- чувство взрослости;
- способность к идентификации (как субъект социальных отношений, как мужчина-женщина и пр.);
- привязанность к сверстникам, «кодекс товарищества»;
- новый уровень самосознания, появление склонности к рефлексии;
- интерес к собственной личности и положению в обществе;
- совершенствование воли и характера;
- повышенный интерес к совместному, профессиональному, творческому труду.
6. Психологические причины конфликтов между подростками и взрослыми
- У взрослых сохраняется отношение к подростку еще как к ребенку;
- Противоречия у подростка между представлениями о степени собственной взрослости и его претензиями на новые права;
- Расхождения представлений взрослых и подростков о характере прав и мере самостоятельности подростка;
- У взрослых остается привычка направлять и контролировать подростка (которую ломать трудно, даже при сознании необходимости);
- У подростков сохраняются, особенно в начале подросткового возраста, детские черты в облике и поведении, иногда наблюдается отсутствие потребности действовать самостоятельно.
- Подросток был и остается воспитанником, учеником (объектом, а не субъектом обучения-воспитания);
- Подросток полностью материально зависит от родителей (а в условиях лицея-интерната обеспечение многих жизненно важных потребностей подростков зависит от воспитателей)
Очевидное физическое взросление меняет взгляды ребенка на жизнь, его ценностные ориентиры. Однако семья для подростка не менее важна, чем в раннем детстве. Ему, как никогда, необходимо внимание родителей, тепло и забота, понимание и доверие.
Но строить отношения с подростком необходимо иначе, чем с дошкольником и младшим школьником. Период «непререкаемого авторитета родителей» и взрослых вообще остался в раннем возрасте, поэтому командовать и руководить – это проигрышная стратегия взаимоотношений с любым подростком. Попытайтесь заново «заслужить» былой авторитет. На этом пути необходимо руководствоваться тем, что ребёнок больше не верит абстрактным словам и декларациям, он анализирует ваши действия, стратегии, статус.
Главное в ваших взаимоотношениях с ребенком по-прежнему – взаимопонимание. Чтобы его установить, вы должны проявлять инициативу и не таить обид. Больше разговаривайте со своими детьми, рассказывайте о своей работе, обсуждайте с ними их дела, знайте их интересы и заботы, друзей и учителей. Поддерживайте их уверенность в себе, в своих силах, в том, что даже при определенных недостатках (которые есть у каждого) у них есть свои неоспоримые достоинства. Подростки должны чувствовать, что вы их любите, что в любой ситуации они могут рассчитывать на ваш совет и помощь и не бояться насмешки или пренебрежения.